Адыгейский национальный костюм

Адыгейский национальный костюм

Республика Адыгея

Впервые про одежду черкесов заговорил арабский историк, географ и путешественник Масуди (X век нашей эры). Он писал: «Черкешенки шили свою одежду из шелка и красного бархата. Все орнаменты они вышивали золотыми нитками». 

У мужчин верхней одеждой являлась черкеска, чаще всего черного, бурого или серого цветов. Длина черкески зависела от моды, обычная же длина — немного ниже колен. По обеим сторонам груди на черкеске нашивались кармашки для деревянных трубочек — газырей, в которых раньше хранили заряды для ружей. Парадные черкески имели разрезные откидные рукава, позднее — прямые широкие.

Под черкеску поверх нательной рубашки надевали бешмет — кафтан с высоким стоячим воротником, застежкой спереди посередине до пояса, длинными и узкими рукавами. Богатые шили бешмет из бумажной, шелковой или тонкой шерстяной материи, часто ярких цветов; крестьяне — из домотканого сукна, а позднее из бумажной ткани. Штаны шили из домашнего или покупного сукна, и они имели очень простой покрой — две штанины соединялись большим ромбовидным клином и собирались у пояса специальным шнурком. На ноги надевали кожаные или войлочные ноговицы и кожаную мягкую обувь со швом посередине подошвы — чувяки. Князья часто носили красную сафьяновую обувь, украшенную галунами и вышитую золотом. Тонкая обувь из сафьяна служила признаком знатного происхождения. Упомянем еще кожаный узкий пояс с серебряными бляшками и подвешенными к нему сальницей, ружейной отверткой и кресалом.

Женщина надевала на тело прямую длинную рубаху из бумажной или шелковой ткани, чаще всего красного или оранжевого цвета. Она была видна в разрезе платья. Под рубахой носили шаровары, собранные внизу. С периода созревания на девушку надевался короткий кафтанчик, сходный по покрою с бешметом. На груди он застегивался несколькими (до 20) парами массивных серебряных застежек. Цвет кафтанчика — темно-красный, черный, реже — синий. Кафтанчик обшивали галуном, а рукава и в особенности полы его украшали золотым шитьем. Поверх кафтанчика надевали длинное платье, по покрою сходное с черкеской. Платье имело спереди разрез, через который были видны серебряные застежки кафтанчика и его полы, часто украшенные вышивкой.

Нарядное платье шили из бархата или шелка темных цветов и украшали галунами и золотым шитьем. Рукава платья в конце XVIII — начале XIX века делались длинными, разрезными, позднее стали шить платье с цельными рукавами до локтя, из-под которых были видны рукава кафтанчика и рубашки. Пояс с серебряной пряжкой дополнял нарядный костюм княжны или дворянки. 

Молодые женщины, согласно местному обычаю, теплой одежды носить не могли. Они защищались от холода только шерстяной шалью.

Головной убор имел разнообразные формы, которые связывались с различными периодами жизни женщины. Девочка ходила в платке или даже с открытой головой, но когда она созревала для замужества, то надевала так называемую золотую шапочку, которую носила и после замужества до рождения первого ребенка. Шапочка имела высокий твердый околыш, украшенный золотым или серебряным галуном или вышивкой, закругленную, конусообразную или плоскую верхушку из сукна или бархата, украшенную галунами, а иногда и серебряной шишечкой на верхушке. Стоит отметить, что у черкесов больше в почете было серебро, нежели золото.

Поверх шапочки накидывался тонкий шелковый платок, конец которого заматывался вокруг шеи. Женский головной убор, надевавшийся после рождения первого ребенка, состоял из небольшого платка темного цвета. Волосы были совершенно скрыты. Платье и шаль дарил молодой женщине ее отец, к рождению ребенка. Перемена головного убора отмечала периоды отрочества, половой зрелости и перехода в разряд женщин-матерей.

На ногах носили сафьяновую или кожаную обувь, сходную с мужской — чувяки. Свадебная и вообще парадная обувь часто была красного цвета. Одним из показателей сословного различия служил цвет одежды. Платья красного цвета разрешалось носить только женщине дворянского происхождения. Обувь в виде высоких скамеечек, сделанных по форме ступни и обтянутых бархатом с серебряными украшениями, была принадлежностью только женщины высшего сословия.

Поделиться:

Адыгейские национальные инструменты

Адыгейские национальные инструменты

Республика Адыгея

На протяжении многих столетий оттачивалась музыкальная культура древнего народа адыгов. В стройных рядах народной мелодии хранятся рассказы о славных подвигах, мыслях и чаяниях адыгов былых веков.

Созданный в разное время музыкальный инструментарий адыгов богат, разнообразен и самобытен. Адыгские музыкальные инструменты можно разделить на ударную, духовую и струнную группы. Позже появился и клавишно-пневматический инструмент, который был назван адыгэ пщынэ.

Самым популярным и любимым ударным инструментом адыгов является пхъэк1ыч, без него не принято обходиться ни на одном празднике. Пхъэк1ыч держит других музыкантов в ровном темпе, усиливает четкость ритма, воодушевляет танцующих силой своих ударов. Чтобы играть на пхъэк1ыч нужно обладать не только врожденным чувством ритма, но и хорошей физической силой, поэтому на нем принято играть мужчинам.

В былые времена пхъэк1ыч использовался в качестве священного атрибута при многих обрядах и символизировал раскаты грома. Адыги говорили: «Всю жизнь проводим на коне, песни слагаем на коне, перестук копыт коня — звук нашего сердца». Поэтому по другой версии считается, что корни широкой популярности пхъэк1ыч заключаются в ассоциации его звука с перестуком конских копыт.

Мастера, которые в прошлом изготовляли пхъэк1ыч, богато украшали его серебром, чернью, позолотой или просто орнаментом. Современные мастера также стараются следовать традициям прошлого.

В группу духовых инструментов адыгов входят къамыл, сырын и бжъэмий. Из них къамыль был самым распространенным и популярным. До появления пщынэ (адыгской гармошки) танцевальные мелодии адыгов исполнялись на къамыль. Как и все другие музыкальные инструменты, он был принадлежностью хаьк1эщ — дома для гостей. Мастера, которые раньше изготовляли къамыли, украшали их, оклеивая бархатом, кожей и оправляя серебром концы инструмента.

Къамыл появился у адыгов в глубокой древности и ему приписывались магические свойства. Чарующие звуки къамыля вдохновляют многих слушателей и поныне.

Так называемая адыгская скрипка — шык1эпщын — традиционный струнный музыкальный инструмент адыгов. К шык1эпщын относились еще и как к священному инструменту с магическими возможностями. Чтобы уберечь его от недобрых энергий, играли только в помещении, хранили в специальном футляре, который не открывали в темноте и на улице, чтобы оградить шык1эпщын от злых духов и «дурного глаза». Футляр покрывали растительным орнаментом — символом оберега. А если на шичепщине долго не играли или он портился, с ним проводили магические очистительные ритуалы.

На сегодняшний день самым популярным музыкальным инструментом адыгов является клавишно-пневматический инструмент пщынэ — адыгская гармошка. Однако пщынэ появился у адыгов сравнительно недавно, в XIX веке.

По сравнению с другими адыгскими инструментами, звук пщынэ обладает большей силой, но он слишком резок, поэтому не соответствует характеру старинных песен адыгов. Чего не скажешь о танцевальных мелодиях адыгов, для их исполнения пщынэ подходит прекрасно. Поэтому сегодня без адыгской гармоники не обходится ни одно праздничное мероприятие.

Адыги с большим уважением относились к музыкальным инструментам: украшали ими дом, хранили на самом видном месте. Однако традиционные адыгские музыкальные инструменты не остаются лишь манускриптом истории, их звучание жизненно необходимо каждому адыгу и в наше, современное время.

Поделиться:

Изготовление народных музыкальных инструментов

Изготовление народных музыкальных инструментов

Республика Адыгея

Древний адыгский народ на протяжении веков постепенно выработал характерные интонационные особенности, строение мелодии, создал самобытные музыкальные инструменты и тем самым зародил свою национальную культуру.

Все виды инструментов — ударные, духовые и струнно-щипковые — проистекают с древнейших времен, хотя и многие уже вышли из употребления. В связи с постепенным исчезновением бытовых традиций выходят и инструменты из быта адыгов, тесно связанные с этими традициями.

Издревле изготовлением музыкальных инструментов у адыгов занимаются только мужчины. Любой музыкальный инструмент, на котором играет адыг, сделан его руками и сделан для себя.

Старинные способы изготовления адыгских инструментов, передающиеся мастерами из поколения в поколение, сегодня усовершенствованы современными производственными технологиями.

Изготовлением народных музыкальных инструментов занимаются Замудин Гучев, Гисса Абид, Инвер Басте, Заур Нагоев, Айдамир Патоков. Большой вклад в сохранение и развитие традиционного музыкального искусства внесли мастера-исполнители Ким Тлецерук и Мадин Пчегатлук. Благодаря их мастерству зазвучали «живые» голоса традиционного смычкового инструмента — шык1эпщын (адыгская скрипка) и возродился инструмент пщынэт1аркъу (адыгская арфа); зазвучали на свадьбах и праздниках пхъэк1ыч — трещотки из мастерской Аслана Негуча, запел къамыл (флейта) Замудина Гучева и Гиссы Абида в многоголосии адыгской музыкальной культуры.

Получившийся сырой Халюж обжарить на сковороде в растительном масле до золотистой корочки с двух сторон и выложить на блюдо. Важно промакнуть салфетками готовый Халюж, чтобы убрать лишнее масло.

Подают Халюж с сыром горячими с горячими напитками (чай, кофе) или с холодными кисломолочными напитками (молоко, кислое молоко, кефир, айран).

Ежегодно при поддержке Комитета Республики Адыгея по туризму и курортам, Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея и ЗАО «Руфа-Тур» проходит праздничный День «Халюж».

Попробовать блюда, приготовленные по старинным рецептам адыгов, приезжают туристы не только из России. Во время празднования проводится ряд конкурсов и дегустации, которые сопровождаются выcтуплением творческих национальных коллективов.

Поделиться:

Адыгейские пирожки с сыром «Халюж»

Адыгейские пирожки с сыром «Халюж»

Республика Адыгея

«Халюж» — пирожки с адыгейским сыром, традиционное национальное блюдо адыгов.

Секретом приготовления данного блюда овладеть нетрудно, но и сделать его сможет не каждый: секрет приготовления адыги передавали от матери к дочке.

Рецепт. Замесить крутое тесто из воды, муки, яйца и соли. Хорошо промесив тесто на доске, накрыть и дать постоять примерно 10 минут, затем разрезать тесто на маленькие куски, раскатать их в виде кружочков, завернуть в них свежий, чуть подсоленный, крошенный адыгейский сыр с яйцом.

Получившийся сырой Халюж обжарить на сковороде в растительном масле до золотистой корочки с двух сторон и выложить на блюдо. Важно промакнуть салфетками готовый Халюж, чтобы убрать лишнее масло.

Подают Халюж с сыром горячими с горячими напитками (чай, кофе) или с холодными кисломолочными напитками (молоко, кислое молоко, кефир, айран).

Ежегодно при поддержке Комитета Республики Адыгея по туризму и курортам, Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея и ЗАО «Руфа-Тур» проходит праздничный День «Халюж».

Попробовать блюда, приготовленные по старинным рецептам адыгов, приезжают туристы не только из России. Во время празднования проводится ряд конкурсов и дегустации, которые сопровождаются выcтуплением творческих национальных коллективов.

Поделиться:

Адыгейский национальный напиток «Бахсыма»

Адыгейский национальный напиток «Бахсыма»

Республика Адыгея

Адыги за праздничным столом предпочитают бахсыму — древний напиток, первое упоминание о котором встречается еще в нартском эпосе. Слабоалкогольную бахсыму готовили из кукурузной муки с добавлением меда, солода и хмеля. Сейчас напиток делают из кукурузной муки и сахара. У каждой адыгской хозяйки свои секреты приготовления бахсымы.

Обычно адыги приберегают этот старинный напиток для особых семейных праздников. Поэтому раньше его варили в большом количестве и оставляли в погребе «доходить».

Поделиться:

Адыгейский сыр

Адыгейский сыр

Республика Адыгея

Адыгейский сыр (адыг. Матэкъуае: «матэ» — корзина, «къуае» — сыр) — национальное блюдо черкесской кухни.Входит в топ-100 туристических брендов России.

Первое упоминание об Адыгейском сыре можно встретить в Нартском эпосе сложенном еще в VIII–VII веке до н.э. Адыгейский сыр был незаменим в рационе предков Адыгов, особенно на утреннем столе. Его питательная ценность, легкоусвояемость давала силы и долголетие легендарным Адыгским великанам — Нартам.

«Выносливость горцев при всех невзгодах жизни поистине изумительна… Они до глубокой старости пользуются отменным здоровьем, почти никогда не болеют и большинство доживают до ста и более лет. В 70-80 лет они еще не считаются старыми людьми, на вид им можно дать примерно 50 лет, ни одной седины, зрение, слух остры, ноги крепки и ходки, белые зубы целы и крепки и так далее. Поэтому старики равны молодым по работе», — писал в 1903 году Н.П. Тульчинский.

Сыр изготавливают из пастеризованного молока с использованием кисломолочной сыворотки для осаждения белков молока. 

Адыгейский сыр широко используют в кулинарии. Его едят отдельно, со сливочным маслом, делают  закуски и овощные салаты. Из него готовят супы, сырные массы, сырники, различные запеканки, начинки для пирогов, пирожков, вареников, хачапури. Прекрасно сочетается с зеленью, овощами, макаронными изделиями, фруктами. Адыгейский сыр можно жарить в сливочном масле.

Ежегодно при поддержке Комитета Республики Адыгея по туризму и курортам, Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея, Министерства культуры Республики Адыгея проходит Фестиваль адыгейского сыра. В мероприятии принимают участие республиканские производители адыгейского сыра (заводы и частные сыроварни), сыроделы регионов Российской Федерации, а также жители и гости Республики Адыгея.

Во время проведения фестиваля проходит презентация продукции производителей сыра, конкурсы по мастерству и рецептуре приготовления сыра, приготовление блюд по старинным рецептам с использованием адыгейского сыра, конкурс на лучшее подворье,  театрализованное представление, выступление артистов и творческих коллективов, дегустация блюд приготовленных с использованием сыра.

Поделиться:

Золотое шитье

Золотое шитье

Республика Адыгея

Адыгское золотошвейное искусство как промысел имеет глубокие корни. В XVII–XIX веках оно получило особенно широкое распространение. Умение шить золотом, ткать галуны, изготавливать из серебряных и золотых ниток басонные изделия считалось обязательным для девушек из знатных семей.

Народы Северо-Западного Кавказа использовали четыре вида техники золотого шитья: шитье «вприкреп», шитье «гладь», тканье галуна и плетение басонных изделий, кружев. Для всех видов шитья применялись трафареты, вырезанные из бумаги, картона, а в давние времена — из пузыря животных. При изготовлении шитья «вприкреп» или выкладной («дышъэ идагъ») пользовались трафаретом только для нанесения контура узора, что позволяло его многократное использование. Когда же шили гладью, трафарет оставался под шитьем.

Наиболее ценным и, несомненно, самым старинным был способ шитья «вприкреп» — «дышъэ идагъ». На пальцы натягивали простую белую ткань, на которую при помощи трафарета наносили узор, обводя его ниткой, кусочком мыла или карандашом. В границах рисунка, нанесенного на белую ткань, делали настил из тонких шелковых ниток, которые прокладывались параллельными рядами. Шитье «вприкреп» требовало ювелирной точности и большой затраты времени — над кружком диаметром 5-6 сантиметров мастерица трудилась около месяца. Как только вышивка была готова, ее начинали обрабатывать: лицевую сторону вышивки лощили кабаньим клыком или костяной гладилкой, а с изнанки для твердости промазывали клеем. Затем готовый мотив вышивки осторожно вырезали из белой ткани и хранили как заготовку, иной раз много лет.

Второй вид техники шитья — гладь, более поздний, он считался более простым и дешевым по сравнению с основными видами шитья, о чем говорят названия этого способа: «базарная» вышивка», «городская вышивка». Узор вышивался непосредственно на украшаемой ткани. Предварительно из бумаги или из тонкого картона вырезали трафарет, нашивали его на ткань. А затем покрывали поперек золотыми или серебряными нитями, закрепляя шелком по контору узора. Шитье «гладь» не лощили, и оно было более выпуклым за счет самого трафарета из картона. Вышивка гладью применялась чаще всего на мелких вещах, а в одежде — на женских головных уборах и нагрудниках.

Третий вид — это тканье галуна (шъагъэ) на дощечках, являющееся самым архаичным приемом ткачества на территории Европы и широко распространенное на Кавказе. В качестве ткацкого станка служили четырехугольные тонкие деревянные дощечки (пхъэмбгъужъый) размером 6-8 сантиметров. По углам каждой дощечки просверливалось от четырех до шести отверстий. Через эти отверстия мастерицы протягивали нитки двух цветов, чтобы получить желаемый узор. Готовая часть галуна наматывалась на металлический крючок, так называемый «шъагъэк1эрыдз», прикреплявшийся к поясу мастерицы.

И последний вид — плетение басонных изделий (тесьмы «уагъэ», кистей «к1ырыцэ ц1ык1у», шариков «дэнлъэч», плетеных подвесок).

В конце XIX века художественные производства адыгов сильно сократились. Золотошвейные изделия вытеснялись фабричными товарами.

За последние пятнадцать лет золотошвейное искусство адыгов возродилось на профессиональном уровне. Правильно расставленные акценты о подготовке молодых мастеров Сет (Панеш) Сафиет, Теучеж Нуриет, Деды Фатимы (руководитель В.Б. Мастафов) предопределили успех начатого дела. Они сегодня плодотворно работают и радуют своими изделиями, совершенствуя свою технику и оттачивая мастерство.

За последние несколько лет появились мастерицы-вышивальщицы: Лариса Гумова, Рузана Чурмыт, Зурет Джаримок, Эльза Хакунова. Современное моделирование и вариативность традиционного золотого шитья и плетения басонных изделий в творчестве молодых мастериц является результатом возрождения, сохранения и творческого осмысления древнейшего искусства.

Поделиться:

Производство ювелирных изделий

Производство ювелирных изделий

Республика Адыгея

Со времен древности адыги славились обработкой металлов: литьё, гравировка, чернь, зернение, филигрань, насечка. Наибольшее распространение в ювелирном искусстве имела техника чернения серебра. Чернь применяли для украшения поясов, нагрудников, колец, браслетов и других ювелирных изделий.

Важной областью адыгского народного искусства являются традиционные ювелирные изделия, использовавшиеся, главным образом, для украшения женской одежды. Основными видами ювелирных изделий у адыгов являются: женские и мужские пояса, браслеты, кольца, серьги, нагрудники, газыри, пуговицы, бляшк, пряжки, принадлежности конской сбруи, навершия женских шапок, художественное оформление декора огнестрельного и холодного оружия.

Отличительной особенностью следует считать сдержанность и изящество, отсутствие сложных и громоздких изделий. Так, среди выявленных произведений почти отсутствуют тяжелые мониста, массивные и тяжелые пряжки, крупные кулоны и височные украшения. Адыгские женщины и мужчины предпочитали в украшениях чувство меры, что формировало ассортимент и стилистическую направленность работ местных мастеров. Если в украшении оружия использовались главным образом гравировка и чернь, то в ювелирных произведениях широко встречается филигрань и зернь, что свидетельствует об определенном влиянии армянских, грузинских и дагестанских ювелиров. В орнаментике этих вещей часты крупные растительные мотивы, сочетающиеся с более древними зооморфными и геометрическими элементами.

Ювелиры славились тончайшим искусством украшения рукоятей пистолетов, шашек, ножен кинжалов, стволов и прикладов ружей. Значительное развитие у адыгов имело прикладное искусство. Из кости изготавливали рукоятки кинжалов, сабель и ножей. Из бычьих рогов — бокалы, украшенные серебром и золотом.

Самым известным мастером-ювелиром на сегодняшний день является Ася Еутых — российский ювелир, оружейник, член Союза художников России, народный художник Республики Адыгея. Асю Еутых в России и за ее пределами знают как первую и единственную женщину-златокузнеца на Кавказе.

Ее произведения хранятся в фондах Государственного Эрмитажа и в Государственном историческом музее Москвы. Работы Еутых выполнены в технике литья, гравировки и позолоты. Основные материалы работ включают бронзу, серебро, золото и драгоценные камни.

Она изучила археологическое наследие и историю адыгов, коллекции Государственного исторического музея и Государственного музея искусств народов Востока в Москве, Эрмитажа и Музея этнографии в Санкт-Петербурге, музеев в Нальчике и Черкесске.

Произведения Аси Еутых хранятся в фондах Государственного Эрмитажа и в Государственном историческом музее Москвы.

Поделиться:

Художественная обработка дерева

Художественная обработка дерева

Республика Адыгея

Обработка дерева относится к самым древним промыслам адыгов. Об этом свидетельствуют археологические материалы.

Край, который заселяли адыги, был богат лесами. Поэтому естественно, что дерево нашло широкое применение в их быту.

Адыги широко употребляли дерево для производства посуды, утвари и мебели. Посуду делали в основном из твердых пород. Изготовлялись чаши круглой формы с небольшим плоским дном с одной и двумя ручками. Чаши отличались изящным видом, их украшали красивой художественной резьбой.

Изготовлялись также деревянные ковши с красивыми орнаментами, ложки, блюда, тарелки, подносы, фляги, ведра, мешалки для приготовления пасты (каши), скалки и половники.

Среди домашней утвари значительное место занимали деревянные корыта для приготовления теста, лохани, тазы, маслобойка, ступки для толчения соли и чеснока, рубели — приспособления для катания белья, папки с резьбой для хранения рисунков, дощечки с вырезом для наматывания готовых галунов и сутажей с орнаментами, корзиночки для приготовления сыра.

Значительное место в деревообделочном промысле занимало и производство мебели. Адыгские мастера с большим мастерством изготовляли низенькие круглые трехногие столики, которые одновременно служили и столом, и подносом. Они имели самое широкое распространение в быту адыгов, ни одна семья не обходилась без них.

Столики вытачивали на токарном станке из карагача, реже — из бука и ясеня. Ножки и перекладины столиков делали фигурными. Столики были весьма изящны. К ним изготовлялись трехногие скамеечки с выточенными ножками. На них и на столики был тоже большой спрос.

Широкое распространение в быту адыгов имели деревянные люльки, которые изготовлялись с большим искусством. Их делали с фигурными ножками и художественной резьбой. Украшения на люльках бывали различные.

Характерной чертой адыгской резьбы по дереву являются выразительные орнаменты, строго соответствующие характеру декорируемого изделия, подчеркивающие красоту, формы материала, художественного образа. Красота и простота композиций, разнообразие орнаментальных ритмов, богатство пластики — ценное творческое наследие, получившее дальнейшее развитие в современном декоративном искусстве адыгов.

В произведениях Рамазана Хуажева проявляется трепетное отношение к дереву как к живому организму, которому присуща теплота и холодность, мягкость и жесткость, крепость и хрупкость.

Мастер находит новые фактуры, оригинальные формы выражения народности и художественности, используя разные технические приемы, будь то резьба, инкрустация или насечка на декоративных орнаментальных тарелках, тематических панно, предметах быта и кухонной утвари.

Резьбой по дереву, изготовлением предметов обихода, традиционных и очень востребованных сегодня кушъэ (детских люлек), 1анэ (столик на трех ножках) занимаются: Айдамир Патоков, Руслан Костоков, Нурбий Тешев, Вячеслав Уджуху, Ахмед Тлишев, Аслан Негуч. Каждый из них прекрасно владеет традиционным орнаментальным языком и секретами древних мастеров.

К художественной обработке дерева также относятся предметы, сделанные из ореха.

В быту адыгов предметы, изготовленные из ореха, занимают важное место, их продолжают делать, хотя круг их сузился по сравнению с прошлым.

Свое символическое назначение имели плоды орехового дерева. Орехи упоминались в формулах благопожелания в обрядах детского и брачно-свадебного циклов.

Ореховая палка именовалась «хьатыек1о бэщ» — палка хатияко, распорядителя торжеств, на свадьбе его распознавали по этому предмету. Сама же палка представляет собой жезл, как «къолжэ бэщ» (сельская палка), атрибут старосты, и указывает на необходимость исполнения его указаний; палка «удж бэщ» — жезл распорядителя танца, почетного старика, к тому же и гостя, «посланника бога», палка «шъхьагъырыт бэщ» — посох организатора застолья, или палка, обозначавшая лиц, назначенных в помощь суду.

Все жезлы, находясь в вертикальном положении при их использовании, выказывают повеление к действию или маркируют лицо, имеющее право распоряжения.

Востребованным мастером по изготовлению традиционных свадебных атрибутов из фундука в Республике Адыгея является Фатима Деды.

Поделиться:

Художественная обработка кожи

Художественная обработка кожи

Республика Адыгея

Художественная обработка кожи имеет древние традиции и использовалась при изготовлении обуви, предметов личного и домашнего обихода, таких как кисеты, кошельки, сумки, бурдюки, походные стаканчики, седел, а также атрибутов военного снаряжения и принадлежностей конской сбруи.

В художественной обработке кожи наиболее распространенными техниками являются холодное и горячее тиснение и аппликация.

На границе приемов холодного и горячего тиснения находится употребление костяных и металлических штампиков для нанесения на поверхность вещи тех или иных орнаментальных мотивов. В более ранние времена для создания особо богатых предметов тиснение дополнялось подкраской рисунка золотом или другими цветами.

В ряде семей художественная обработка кожи была потомственным занятием. Сыновья и внуки мастеров, знающие секреты ремесла, живут и в наши дни, что является важным фактором в возможности возрождения этого древнего вида искусства.

Кто не слыхал об удивительных черкесских седлах? Небольшое, легкое, довольно высокое, оно пользовалось и пользуется сейчас у всадников всего мира большой популярностью. Кавказский седельный набор адыгов считался верхом совершенства. Его качество и конструктивные особенности так высоко ценились, что в XVIII веке производство седел достигло широких масштабов. Адыгские седла поставлялись в разные регионы России тысячами. В XVIII веке производство седел было так распространено, что в 1788 году Шейх Мансур заказал в Большой Кабарде 20 тысяч седел. Черкесские седла пользовались большим спросом у казаков. Оно было вдвое легче турецкого и на треть легче европейского, что во время длительных походов снижало нагрузку на лошадь. Черкесское седло славится подушкой. Аналогов ему нет.

В старину седельную подушку набивали трубчатым волосом тура и оленя, который не слеживается и не гниет. Чтобы набить одну подушку, нужно было забить не менее 20 голов этих великолепных животных. Технология изготовления седла не изменилась. Над одним изделием мастер работает не менее трех месяцев. Существует несколько видов адыгских седел: боевое, парадное и детское. Все они имеют одинаковую конструкцию, но парадное богато украшается серебром и золотым шитьем. Седельные подушки воины могли класть под голову, когда отдыхали на бивуаках. Такие подушки ценились настолько высоко, что часто входили в часть «выкупа за невесту».

Изготовлением черкесских седел, традиционных и очень востребованных сегодня является мастер Айдамир Потоков. Он обучался ремеслу у знаменитого кабардинского мастера Вячеслава Мастафова.

Черкесское седло Айдамира мало чем отличается от седел XIX века: весит около 5 килограммов, в нем почти нет металла, кроме заклепок и сбруи. В то время как вес современного европейского седла доходит до 20 килограммов.

Поделиться:

Свадебный обряд северных осетин

Свадебный обряд северных осетин

Республика Северная Осетия

Осетинская свадьба предполагает строгое следование традициям и обычаям, которые почитаются и бережно передаются от поколения к поколению. Молодожёны верят, что это принесёт их семье счастье и гармонию. Основные этапы свадебного обряда: Сватовство. 1 В семье жениха назначаются сваты, которые отправляются в дом невесты. Во время таких визитов обговаривается выкуп за невесту (калым). 5 Тайный визит. 1 За одну-две недели до свадьбы жених приходит к невесте вместе со своими друзьями. 5 В этот день жених преподносит своей избраннице обручальное кольцо. 2 Визит за невестой. Утром в доме жениха собираются родственники, соседи и друзья, среди которых выбираются те, кто будет сопровождать свадебный кортеж. 2 Снятие фаты. Молодой парень — родственник жениха — снимает фату с головы невесты специальным флажком, привезённым из её дома. После свадьбы флажок хранится в доме, являя собой символ принятия невесты в семью. 1 Празднование. Молодых одаривают многочисленными подарками, в числе которых деньги и драгоценности. Обязательным этапом торжества является танец молодожёнов и гостей. 2 Несмотря на глубокое уважение к обычаям, многие молодожёны в Осетии часто придумывают свой собственный сценарий современной свадьбы. 2

Поделиться: