Адыгейские национальные инструменты

Адыгейские национальные инструменты

Республика Адыгея

На протяжении многих столетий оттачивалась музыкальная культура древнего народа адыгов. В стройных рядах народной мелодии хранятся рассказы о славных подвигах, мыслях и чаяниях адыгов былых веков.

Созданный в разное время музыкальный инструментарий адыгов богат, разнообразен и самобытен. Адыгские музыкальные инструменты можно разделить на ударную, духовую и струнную группы. Позже появился и клавишно-пневматический инструмент, который был назван адыгэ пщынэ.

Самым популярным и любимым ударным инструментом адыгов является пхъэк1ыч, без него не принято обходиться ни на одном празднике. Пхъэк1ыч держит других музыкантов в ровном темпе, усиливает четкость ритма, воодушевляет танцующих силой своих ударов. Чтобы играть на пхъэк1ыч нужно обладать не только врожденным чувством ритма, но и хорошей физической силой, поэтому на нем принято играть мужчинам.

В былые времена пхъэк1ыч использовался в качестве священного атрибута при многих обрядах и символизировал раскаты грома. Адыги говорили: «Всю жизнь проводим на коне, песни слагаем на коне, перестук копыт коня — звук нашего сердца». Поэтому по другой версии считается, что корни широкой популярности пхъэк1ыч заключаются в ассоциации его звука с перестуком конских копыт.

Мастера, которые в прошлом изготовляли пхъэк1ыч, богато украшали его серебром, чернью, позолотой или просто орнаментом. Современные мастера также стараются следовать традициям прошлого.

В группу духовых инструментов адыгов входят къамыл, сырын и бжъэмий. Из них къамыль был самым распространенным и популярным. До появления пщынэ (адыгской гармошки) танцевальные мелодии адыгов исполнялись на къамыль. Как и все другие музыкальные инструменты, он был принадлежностью хаьк1эщ — дома для гостей. Мастера, которые раньше изготовляли къамыли, украшали их, оклеивая бархатом, кожей и оправляя серебром концы инструмента.

Къамыл появился у адыгов в глубокой древности и ему приписывались магические свойства. Чарующие звуки къамыля вдохновляют многих слушателей и поныне.

Так называемая адыгская скрипка — шык1эпщын — традиционный струнный музыкальный инструмент адыгов. К шык1эпщын относились еще и как к священному инструменту с магическими возможностями. Чтобы уберечь его от недобрых энергий, играли только в помещении, хранили в специальном футляре, который не открывали в темноте и на улице, чтобы оградить шык1эпщын от злых духов и «дурного глаза». Футляр покрывали растительным орнаментом — символом оберега. А если на шичепщине долго не играли или он портился, с ним проводили магические очистительные ритуалы.

На сегодняшний день самым популярным музыкальным инструментом адыгов является клавишно-пневматический инструмент пщынэ — адыгская гармошка. Однако пщынэ появился у адыгов сравнительно недавно, в XIX веке.

По сравнению с другими адыгскими инструментами, звук пщынэ обладает большей силой, но он слишком резок, поэтому не соответствует характеру старинных песен адыгов. Чего не скажешь о танцевальных мелодиях адыгов, для их исполнения пщынэ подходит прекрасно. Поэтому сегодня без адыгской гармоники не обходится ни одно праздничное мероприятие.

Адыги с большим уважением относились к музыкальным инструментам: украшали ими дом, хранили на самом видном месте. Однако традиционные адыгские музыкальные инструменты не остаются лишь манускриптом истории, их звучание жизненно необходимо каждому адыгу и в наше, современное время.

Поделиться: